Объединиться, чтобы выжить

Парламент 23 марта 2017 г. принял во втором чтении законопроект №6010 «Об упрощении процедур
капитализации и реорганизации банков». Согласно нему вводятся механизмы, которые упрощают процедуры присоединения банков, а также прекращения банковской деятельности без ликвидации банка. НБУ рассматривает предложенный механизм как возможность для многих малых и средних банков решить накопившиеся проблемы с капиталом.

ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
Идея упростить капитализацию является логичным продолжением политики Нацбанка по «очистке» банковского сектора. За последние три года регулятор уменьшил количество банков на треть и, похоже, не собирается останавливаться на достигнутом. Внедрив график планомерного увеличения уставного капитала банками, НБУ фактически поставил банки перед нелицеприятным выбором: добровольная ликвидация (при условии, что состояние банка позволяет выйти из бизнеса без долгов), принудительная ликвидация или капитализация за счет дополнительных средств акционеров.
Для осознания масштабов проблемы добавим немного официальной статистики. Из 92 действующих банков лишь 51 имеет уставный капитал более 200 млн грн (минимальный показатель, обязательный для всех банков с 11 июля 2017 г.).
Для 41 банка достижение указанного показателя уставного капитала вполне проблематично. Ведь для этого акционерам банка необходимо не просто найти до 80 млн грн собственных средств, но и доказать их законное происхождение, а также подтвердить уплату налогов с этой суммы. Более того, график капитализации предполагает, что акционеры банков будут проходить  аналогичные процедуры увеличения капитала ежегодно в последующие три года на общую сумму в 250 млн грн. В глазах акционеров такая
перспектива напоминает не дорогу в светлое будущее, а сцену из фильма, в которой водитель несущегося на бешеной скорости автобуса осознает, что тормоза отказали, а впереди — крутой поворот.

НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО
В данном контексте упрощенная процедура капитализации способна заинтересовать акционеров банков. Действительно, что может быть проще? Берешь и объединяешь два банка, приплюсовывая их капиталы. В результате получаешь один банк, соответствующий требованиям. Но действительно ли все так просто в реальности? На практике, объединение банков зависит от ряда вопросов, на которые должны ответить акционеры.
Первый — наличие бизнес-стратегии. Объединение двух финансовых учреждений в одно без выраженной бизнес-стратегии не рационально. Это похоже на попытку временного решения проблемы, навязанной регулятором, вместо принятия новых правил игры, устанавливаемых на рынке. При этом бизнес-стратегию банка не стоит отождествлять с бизнес-стратегией основных акционеров банка. В истории банковского рынка есть целый ряд успешных бизнес-моделей акционеров банков, которые, к сожалению, противоречили интересам самих финансовых учреждений, и, в результате, привели к их ликвидации (банки-кошельки, банки-пылесосы, банки-отмывки и «обнальщики»).
Проблема в том, что в Украине малому и даже среднему банку крайне сложно выстроить жизнеспособную бизнес-стратегию. Но и в отсутствие таковой, банки могут применять прагматический и утилитарный подходы, оценивая друг друга с позиции «чем ты можешь меня усилить». Это может создать краткосрочную
синергию, а в перспективе и помочь нащупать бизнес-стратегию.
Стоит сразу указать, что законопроект № 6010 не затрагивает вопрос бизнес-стратегии. Не решает он и проблему справедливого распределения долей в акционерном капитале объединенного банка — второй ключевой вопрос, от ответа на который зависит решение по объединению банков.

РАЗНЫЕ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ
Предположим идеальную ситуацию, при которой банки А и Б изъявили желание объединить свой бизнес. Оба банка имеют идентичные параметры: один акционер, одинаковый размер уставного капитала (скажем, 120 млн грн каждый), одинаковая номинальная стоимость акций (к примеру, 1 грн) и равное количество акций. Соответственно, в объединенном банке оба акционера получат равные доли в пропорции 50/50. Но что происходит, когда все исходные данные разные? Ведь в 99% случаев ситуация окажется именно такой. Как объединить банки с номиналом акций, к примеру, в 10,25 грн и 6,10 грн? Банки с разными уставными капиталами и несколькими акционерами? Законопроект № 6010 предоставляет решение проблемы, предлагая акционерам таких банков провести деноминацию и привести номинальную стоимость акций к общему знаменателю (скажем, 0,05 грн).
По сути, законопроект № 6010 не предложил ничего нового, — деноминация существовала и до этого, но было предложено существенно упростить процедуру. Теперь деноминировать акции банков можно в процессе присоединения, экономя время и средства.

Но что происходит, если банки имеют не просто разные параметры уставного капитала, а и различное качество капитала и, соответственно, различную реальную стоимость чистых активов? Предположим, что некий П-банк, имеющий уставный капитал, превышающий 21 млрд грн, и общие активы, превышающие 250 млрд грн (сомнительного качества), решил объединиться с другим банком с уставным капиталом в 1 млрд грн и общим объемом активов в 50 млрд грн (исключительного качества). Насколько справедливо в таком
случае применять формулу «номинал + номинал»? Ведь тогда доля акционеров меньшего (но эффективного) банка автоматически размывается до 1/21 объединенного банка, хотя рыночная стоимость чистых активов такого банка может превышать стоимость чистых активов П-банка.

СУМЕТЬ ДОГОВОРИТЬСЯ
По мнению Нацбанка, объединять уставные капиталы банков по формуле «номинал + номинал» вполне приемлемо. Регулятор сознательно самоустранился от решения проблемы в разнице реальной стоимости чистых активов банков, ведь для этого необходимо было бы предложить рынку формулу расчета коэффициента конвертации акций в привязке к рыночной стоимости акций. А это, в свою очередь, требовало бы предоставить профессиональному оценщику роль арбитра в отношениях между акционерами банков. Видимо, ввиду того, что нет доверия рынка к институту профессиональных оценщиков, регулятор решил оставить решение проблемы разницы чистых активов банков на усмотрение договаривающихся сторон.
Идя на этот шаг, Нацбанк прекрасно понимал, что в украинских реалиях акционеры банков не имеют достаточной гибкости в договорном регулировании распределения прав управления банком несоразмерно долям в уставном капитале объединенного банка. Украинское законодательство просто не позволяет акционерам согласовать особые условия, которых можно было бы назначить руководство банка и контролировать менеджмент банка, изменять размер дивидендов, причитающихся на каждого акционера, устанавливать опцион на продажу акций и пр. Это возможно только в случае оформления таких договоренностей на уровне иностранного холдинга. Тем не менее, даже в нынешних украинских реалиях существуют возможности уравновесить позиции акционеров в случае неравноценности качества активов. Они связаны с приобретением акций банка-контрагента в процессе присоединения акционерами другого банка. Главное — согласие акционеров в отношении неравноценности качества активов банков и слаженной работы профессиональных консультантов сторон (как аудиторов, так и юристов).
Стоить отметить, что это далеко не все вопросы, требующие помощи профессиональных консультантов. Процесс присоединения банков исторически является трудоемким. При обычной процедуре он реализуется 1,5–2 года. Законопроект № 6010 упрощает процесс, и сроки сокращаются до 4–6 мес. (см. табл.).

nik23
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Упрощенная процедура капитализации объединяет банки в сжатые сроки. В то же время, это не означает уменьшение роли профессиональных консультантов, значимости правильного использования внутренних ресурсов банков и важности правильной коммуникации с регуляторами. Законопроект № 6010 не решает вопросов справедливого распределения долей в акционерном капитале объединенного банка, но и не запрещает акционерам самостоятельно согласовать приемлемое решение.
Таким образом, после вступления в силу законопроекта № 6010 во втором чтении в ближайшее время банковский рынок действительно получит варианты ответов на целый ряд вопросов, зачастую, волнующих акционеров банка. Последним же остается найти ответы на вопросы: с кем объединяться, когда и с какой целью. Если ответы так и не будут найдены, законопроект № 6010 предлагает акционерам отказаться от банковской лицензии (при условии допустимого качества активов банка) и продолжить работать в качестве небанковского финансового учреждения.

Александр Николайчик, старший юрист Sayenko Kharenko

Добавить комментарий