Экономический реализм

Прежде чем сделать экономический прогноз, вспомним, что с 2013 г. по 2015 г. ВВП Украины сократился более чем в два раза: со $183,31 млрд до $90,61 млрд. Даже если в ближайшие два года рост экономики составит 1-3%, это не изменит состояния отечественной экономики, поскольку при таких показателях для достижения уровня 2013 г. потребуются десятилетия.

После обретения независимости Украина ведет не очень успешную экономическую политику. По уровню ВВП мы не вышли даже на уровень 1990 г. В настоящее время это только 65%! В 2015 г. производство валового продукта на душу населения в Украине составляло $2115. Для сравнения – в Монголии этот показатель в два раза выше. Мы занимаем 134 место в мире, и это ниже многих африканских стран.

При таком уровне производства ВВП на душу населения страна не может финансировать науку, образование, здравоохранение. Сокращаются расходы на местные бюджеты. Мы можем забыть о развитии космической и авиационной промышленности. Также следует отметить кризис инфраструктуры. У нас нет собственных источников накопления. Потому что Украина, ввиду неправильно построенной экономической политики, за последние годы «съела» всю амортизацию основного капитала. Чтобы восстановить инфраструктуру, понадобятся десятки, а возможно и сотни миллиардов долларов.

Коллапс энергетики и инфраструктуры

Ситуация с энергоносителями не вызывает оптимизма. По сравнению с 2013 г., производство электроэнергии сократилось на 20%. При таком падении сложно рассчитывать на развитие промышленности. За последние 40 лет на украинских тепловых станциях не ввели в эксплуатацию ни одного энергоблока. По оценкам экспертов, основные фонды энергетики изношены на 90%. Похожая ситуация в атомной энергетике, где заканчивается срок эксплуатации многих реакторов. Для решения этих вопросов необходимы средства, которых, к сожалению, нет и, очевидно, не будет.

Из-за износа железной дороги и отсутствия вагонов для перевозки грузов крупные производители не выпускают товары сельского хозяйства, а также металлургическую и химическую продукцию. На решение этих проблем также нет денег.

О кризисе ЖКХ многие знают не понаслышке. Затеи с объединением собственников многоквартирных домов – это попытка переложить на жильцов финансирование содержания домов, лифтов, придомовых территорий и других внутренних структур. При таком подходе через несколько лет мы можем оказаться в положении Бразилии, где много домов отключено от электричества и водоснабжения. Потому что нет денег, чтобы поддерживать порядок в этой инфраструктуре. Очевидно, эти амортизационные средства уже израсходованы на другие цели. Кризис ЖКХ будет только усугубляться еще и ввиду того, что огромная часть населения не способна оплачивать подорожавшие коммунальные услуги.

Этими серьезными проблемами необходимо заниматься специально и системно.

Вся наша производственная структура и промышленные предприятия имеют устаревшие, не обновленные фонды. И здесь нужны огромные вложения для повышения конкурентоспособности. Вместе с тем, повышение цен на энергоносители снижает конкурентоспособность таких предприятий.

Еще одна проблема – потеря рынков сбыта. Изнашиваются основные фонды, не вводятся новые технологии, не закупается современное оборудование, идет процесс деиндустриализации. А разрушающаяся промышленность уже не способна будет восстановить производственные связи, кооперацию и вернуться на рынки СНГ по большей части позиций.

«Утечка мозгов»

В создавшейся ситуации прогнозируем рост безработицы. В первую очередь, это связано с непродуманными механизмами повышения минимальной заработной платы, которую, судя по опросам, не вытянет значительная часть малого и среднего бизнеса. Вместо поиска других источников средств повышения минимальной зарплаты, мы имеем дополнительное налогообложение бизнеса. Заявляя об ослаблении давления на бизнес и, создавая, якобы, условия для предпринимательства, на самом деле, мы постоянно наращиваем налоговое давление. В настоящее время через бюджет мы перераспределяем 40%, в то время как в 90-е годы эти показатели не превышали 30%. То есть наращиваем налоговое давление не только на бизнес, но и на граждан. Повышение акцизов на дизтопливо, бензин, алкоголь, сигареты очень снижает покупательную способность населения.

Вернемся к проблеме безработицы. Мы имеем дело с нарастающей эмиграцией. Молодежь уезжает на учебу и на работу, технические специалисты покидают страну. Если государство не решит эту проблему, будет чрезвычайно сложно восстановить работу промышленности уже через несколько лет.

Сейчас всех интересует, дадут ли Украине безвизовый режим. И если дадут, то украинцы, возможно, смогут там трудоустроиться, забывая, что Европа не собирается принимать безработных. И то, что ЕС сейчас принял решение: в случае наплыва большого количества людей, въезжающих, например, из Украины в поисках работы, безвизовый режим отменят. Поэтому, если он и будет введен, то существовать будет недолго. Ведь многие люди рассчитывают попасть в ЕС, где другие зарплаты и условия жизни. А если так, то будут, конечно, нарушения со стороны Украины.

В прессе пишут и про белорусскую программу эмиграции. Требуются врачи, медсестры, другой персонал. Им предлагают более высокие зарплаты, жилье и т. д. Если так пойдет и дальше, то мы останемся без врачей и других специалистов.

Неконкурентная борьба

Относительно бюджета, сам факт огромного дефицита пенсионного фонда в 156 млрд грн говорит о том, что прошлогоднее снижение единого социального взноса было ошибочным и резко ухудшило экономическую ситуацию пенсионного фонда и бюджета. Кстати, МВФ именно так оценил эти действия украинского правительства. То, что 50 млрд грн мы должны расходовать на коммунальные субсидии, также свидетельствует о деградации бюджета и ошибочности бюджетной политики. Логично было бы сменить такой подход и увеличить доходы малоимущих, повысить минимальные пенсии и т. д.

Много вопросов – и о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Украинский экспорт приобретает мягко выраженный сырьевой характер – трудно назвать промышленную продукцию с высокой добавочной стоимостью, которую производят в значительных объемах. В Украину попадают мелкие, частичные производства для нужд Евросоюза. У нас никто не размещает крупных предприятий. Тем более, с полным циклом производства.

В то же время ЕС обязывает отменить любые ограничения на вывоз сырья из страны. Это касается, к примеру, моратория в Украине на вывоз украинского леса-кругляка. По логике, скорее всего, после леса нас заставят отменить экспортные пошлины на металлолом. Беда начнется тогда, когда нас заставят ввести мораторий на экспортные пошлины на вывоз семян подсолнечника, и наша крупнейшая в мире масложировая промышленность на этом прекратит существование. Поэтому Украина становится страной, которая специализируется на производстве и экспорте сырья. И в такой ситуации нет оснований рассчитывать, что она станет успешной и развивающейся.

Сейчас у власти находятся приверженцы сугубо либеральной экономики. Они не понимают, что неконкурентные экономики (например, украинская) не могут на равных конкурировать с экономиками развитых стран. Что нельзя проводить политику введения зон свободной торговли. Любая страна с неконкурентоспособной экономикой пытается защитить свой внутренний рынок. Мы же действуем наоборот. Открываем рынок и предлагаем нашим производителям конкурировать с лучшими мировыми производителями. Но это невозможно, поскольку требуются огромные вложения.

Непонимание элементарных принципов экономики приводит к тому, что страна разрушается, как и ее экономика. Нужно проводить политику протекционизма, так делали Южная Корея, Китай и Сингапур, которые добились успеха в технологическом и техническом развитии.

Виктор Суслов, финансовый аналитик, экс-министр экономики Украины 

Добавить комментарий