Буфер между государством и бизнесом

Анна Вехалевская – главный финансовый аналитик департаментов гражданского общества, медиа и информационных технологий в неправительственной некоммерческой организации IREX в США. Анна была задействована в различных проектах международной технической помощи правительства США в Украине до 2014 г. Сейчас она работает в центральном офисе IREX в Вашингтоне и управляет инвестиционным портфелем американских проектов международной технической помощи в Евразии (в т.ч. Украине), Центральной и Южной Америке и на Ближнем Востоке. В интервью для Strategic Business Review Анна рассказала об истории проектов международной технической помощи США в Украине, текущих приоритетах и перспективах в рамках такого сотрудничества.

Анна, сейчас в Украине у всех на слуху кредиты МВФ и их влияние на экономику страны. Расскажите, в чем смысл проектов международной технической помощи и в чем их отличие от финансирования МВФ.

Отличие принципиальное. Кредиты МВФ не бесплатные. И хотя процентная ставка по этим кредитам невысока, но она существует. Кроме того, наступает момент, когда кредиты надо возвращать. В то время как международная техническая помощь (МТП) оказывается на безвозмездной, невозвратной основе. При этом финансироваться в рамках МТП могут проекты как гуманитарной и социальной направленности, например, проект сотрудничества и обмена опытом между журналистами Украины и США, так и реального сектора экономики страны, например, строительство школ в селах Украины. Инвесторами или как их называют донорами МТП могут быть государственные институты, а также частные структуры.

Относительно мотивации частных доноров в проектах МТП. Помимо факторов социальной ответственности, корпоративной культуры – весьма значимых для большой части американских компаний, стоит учесть совершенно легальную, согласно американскому законодательству, оптимизацию налогов и возможность продвижения своих товаров и услуг с расширением существующих и завоеванием новых рынков сбыта. Так, например, фонд Билла и Мелинды Гейтс финансировал проекты Global Libraries (Глобальные библиотеки) в Восточной Европе и Африке. Проекты предполагали оснащение публичных библиотек в этих странах компьютерами с доступом к интернету. При этом в качестве программного обеспечения использовались продукты компании Microsoft.

Приоритеты в правительственной технической помощи совпадают с заявленными целями внешней политики государства-донора. В госбюджете США есть статья №150, которая определяет расходы на невоенную международную техническую помощь. Большая часть финансовых ресурсов распределяется между Государственным департаментом США, Агентством США по международному развитию (USAID), корпорацией Вызовы тысячелетия (Millennium Challenge Corporation – MCC) и другими государственными агентствами, каждое из которых имеет свои приоритеты – как региональные, так и программные.

С момента обретения ею независимости в 1991 г. Украина получила более $6 млрд в рамках МТП от правительства Соединенных Штатов, из них около $1,3 млрд – уже после революции 2014 г.

Расскажите, что является программными приоритетами МТП правительства США в Украине на сегодняшний день?

Во-первых, мы должны принимать во внимание приоритеты двух разных правительств – президента Обамы, недавно завершившего свою миссию, и его преемника президента Трампа. На 2017 г. федеральный бюджет был принят еще администрацией президента Обамы. В нем заявлены следующие приоритеты: экономические реформы, энергетическая безопасность, развитие гражданского общества, укрепление роли независимых СМИ и налаживание социального диалога между западом и востоком Украины.

Отдельное направление, получившее особое внимание в 2016 г., – это помощь в повсеместной ликвидации и предотвращении коррупции. Основной целью этих проектов является оказание финансовой и технической поддержки правительству Украины в предотвращении коррупции и ликвидации инструментов и механизмов самой возможности ее появления в центральных органах государственной власти. За счет этого, а также прозрачности процедур принятия решений, привлечения к этому процессу представителей общественности, укрепления уровня доверия простых украинцев к власти. Важным компонентом этих проектов является внедрение системы электронных закупок за госсредства, а также оказание эффективных государственных услуг с помощью электронных сервисов.

Что касается избрания нового президента Америки и возможного изменения в связи с этим политики США в отношении Украины. На мой взгляд, в комментариях по этому поводу присутствует множество спекуляций. В том числе и на предмет того, что с приходом правительства Трампа финансирование подобных проектов прекратится или значительно уменьшится. Судить об этом можно будет лишь после принятия новым правительством конкретных планов и инициатив. Многое зависит и от самой Украины. Конкретных действий по реформированию страны, эффективности использования средств МФП. Не могу не согласиться с президентом Украины П. Порошенко, сказавшем по этому поводу, что «окно возможностей в связи с избранием Дональда Трампа президентом США открыто».

_MG_0074

Вы упомянули электронные тендеры и госзакупки. Можете рассказать о том, как это работает в вашей отрасли в США?

Все расходы из госбюджета США (фактически расходование денег американских налогоплательщиков) тщательно регулируются рядом законодательных положений и инструкций, которые, в том числе, определяют условия и механизмы использования госсредств на программы МТП за рубежом. Значительное количество этих положений ориентировано на защиту американского национального производителя. В некоторых случаях в проектной документации прямо указано, что приобретаемая за средства проекта продукция должна быть произведена в США. Также есть некоторые общие правила, как, например, знаменитый в нашей отрасли Fly America Act («Акт о предпочтении американских авиалиний»). Это правило, применяемое ко всем расходам на авиаперелеты, оплачиваемым из средств федерального бюджета, и требующее (с минимальными исключениями) пользоваться при авиаперелетах только US Flag Air Carrier (авиаперевозчиками с флагом США).

Согласно принятой в США классификации, закупки МТП делятся на 3 категории: микрозакупки (сумма сделки до $1,5 тыс.), несущественные закупки (сумма сделки до $150 тыс.) и свыше $150 тыс., при осуществлении которых необходимо проводить тендеры. В каждом случае от исполнителя проекта МТП требуется скрупулезное соблюдение процедуры отбора поставщика. При этом весь процесс должен быть задокументирован. Закупки без проведения тендеров разрешены в исключительных случаях. Как, например, закупка медицинских препаратов для беженцев из зон военных конфликтов, когда строго очерчен круг поставщиков, сложились критические обстоятельства, требующие срочного решения, и т.п.

Кто исполняет проекты американской государственной МТП в Украине?

Как правило, проекты МТП не могут быть на 100% («от» и «до») выполнены одной организацией. Поэтому в нашем секторе есть понятие главного исполнителя, несущего отвественность перед американским государством, субконтракторов и получателей субгрантов. Первичные исполнители – это, в основном, американские компании, которые специализируются в отрасли так называемого International Development (международного развития). Среди них есть неправительственные некоммерческие организации (НПО) такие, как IREX, Internews, IRI, NDI, Eurasia Foundation. А также и международные бизнес-гиганты Chemonics, PWC и т.п. Эти компании имеют колоссальный опыт работы с госструктурами США, знают все правила ведения такой деятельности, ежегодно проходят аудит на предмет соответствия требованиям правительства США.

Проекты анонсируются на официальных сайтах USAID, MCC и Госдепа, где выставляются конкретные сроки и условия подачи заявок на исполнение. Часто, согласно условиям, главный исполнитель проекта обязан найти одного или нескольких местных партнеров, которые должны указываться в подаваемой заявке на исполнение проекта. Более того, в некоторых случаях USAID и другие агентства требуют выделить местным партнерам конкретную долю бюджета проекта – вплоть до 75-80%. При этом главный исполнитель является субъектом, ответственным за деньги американских налогоплательщиков перед правительством США. Таким образом, если получатель субгранта или субконтрактор используют выделенные средства не в соответствии с их целевым предназначением, главный исполнитель обязан вернуть соответствующую сумму государству и затем самостоятельно разбираться с организацией-нарушителем.

Т.е. правила прописаны таким образом, чтобы агентства (распорядители средств) были заинтересованы привлекать к сотрудничеству организации с безупречной репутацией и четким пониманием американских стандартов деятельности. Которые, в свою очередь, будут стремиться по таким же правилам работать с украинскими структурами, тренировать их сотрудников, аудировать бухгалтерию и при этом будут нести ответственность за любые их ошибки. Именно в силу вышеназванных факторов в 60-ые годы в США возникла отдельная индустрия НПО, так называемый «третий сектор» – буфер между государством и бизнесом.

Photo Jan 22, 15 01 40

Что нужно знать украинскому бизнесу о проектах МТП, и чем они могут быть ему полезны?

Одна из целей МТП – способствовать созданию в стране-бенефициаре гражданского общества, формирование которого невозможно без создания среднего класса. Это два параллельных процесса. В свою очередь, именно средний класс формирует покупательский спрос. Все это сопровождается приходом на украинский рынок ведущих международных компаний, повсеместным внедрением передовых технологий, и, в конечном итоге, приводит к ключевому – изменению правил игры на украинском рынке и созданию нормальных условий для ведения бизнеса.

Приведу простой, но, на мой взгляд, наглядный пример. Проект, финансами которого я руководила в Украине, проводил закупки компьютерного оборудования в общей сложности на несколько миллионов долларов. Поставки совершались во все регионы Украины. Естественно, что сотрудники IREX и подрядчика достаточно плотно коммуницировали между собой. Когда наступили новогодние праздники, мы стали обмениваться поздравлениями. Они, считая это совершенно естественным, пытались вручать небольшие подарки. Никто из сотрудников IREX не имел права ни принимать подарки, ни дарить что-либо подрядчикам. Более того, я обязана была проследить за тем, чтобы подотчетные нам украинские НПО, которые осуществляли даже незначительные закупки в рамках проекта, как то несколько планшетов или веб-камер, следовали тем же правилам, что и наша организация. Скажу честно, изначально подобное многим сотрудникам казалось абсурдным. Что такое коробочка Рафаэлло или маленький сувенир в рамках миллионных контрактов? Тем более, что запреты были не просто угрозами. Случались и увольнения и разрыв контрактов с партнерами, нарушавшими этические и корпоративные стандарты IREX.

В результате, после 5-ти лет совместной работы над проектом часть украинских НПО смогли сами получить европейские или американские гранты. Т.е. пусть фрагментарно, но мы добились той самой «sustainability – самодостаточности», о чем шла речь выше. А сегодня, насколько я знаю, в Украине декларирование любых подарков для госслужащих тоже стало обязательным.

 

Добавить комментарий