Финансовая реструктуризация в действии

Нестабильная финансовая ситуация в Украине пагубно влияет на рентабельность предприятий и их платежеспособность. В связи с этим, Верховная Рада Украины 14 июня 2016 г. приняла закон «О финансовой реструктуризации», целью которого является восстановление хозяйственной деятельности предприятий, которые, хотя и находятся в критическом финансовом положении, но еще могут быть спасены.

Закон вступил в силу 19 октября. Согласно нему, в течение следующих трех лет предприятия смогут урегулировать проблемную задолженность с помощью финансовой реструктуризации.

Для реализации данной процедуры законом предусмотрено создание специальных органов, таких как:

  • наблюдательный совет (координирующий орган);
  • секретариат (организационный орган);
  • арбитражный комитет (орган разрешения споров).

Предприятие-должник может инициировать финансовую реструктуризацию. Именно оно согласовывает эту процедуру с кредиторами, которыми могут быть финансовые учреждения. Также законом предусмотрена возможность привлечения и других кредиторов: органы ГФС, Фонд гарантирования вкладов физических лиц, банки, при условии, что в данной процедуре присутствует хотя бы одно финансовое учреждение. Круг кредиторов определяется должником на его усмотрение и не является обязательным условием присутствия и согласия всех.

Порядок действий

С целью координации взаимоотношений между должником и кредиторами, НБУ 13 октября утвердил Рамочный договор финансовой реструктуризации, присоединение к которому происходит путем подачи письменного заявления банка о согласии в НБУ.

Открытие процедуры начинается с подачи письменного заявления должника и согласия кредиторов в секретариат при наблюдательном совете. В случае соответствия заявления и согласия обязательным требованиям Закона, не позднее следующего рабочего дня с даты подачи, секретариат принимает решение об открытии процедуры финансовой реструктуризации.

Одновременно с открытием процедуры вводится мораторий на имущество и активы должника. Он действует до момента завершения финансовой реструктуризации, но не дольше 90 дней. Если есть необходимость и согласие всех привлеченных кредиторов, мораторий допустимо продлить еще на 90 дней. В период действия моратория не насчитываются финансовые санкции за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств должника перед кредиторами, останавливается исчисление срока исковой давности. Но нужно учитывать, что действие моратория не распространяется на требования не привлеченных кредиторов; которые связаны с выплатами заработной платы или компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью человека.

После введения моратория, должнику необходимо профинансировать работу независимого эксперта, который проводит оценку его финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется отчет. Должник, в свою очередь, предоставляет этот отчет на рассмотрение кредиторам и совместно с ними составляет план финансовой реструктуризации. Если в процессе переговоров он не утвержден в течение 90 дней (срок может быть продлен до 180 дней) с начала финансовой реструктуризации, то процедура прекращается.

План реструктуризации может предусматривать пересмотр денежных обязательств и/или хозяйственной деятельности должника путем:

  • внесения изменений в кредитные и другие договора;
  • предоставления финансирования;
  • отчуждения имущества должника;
  • передачи кредитору права собственности на имущество должника;
  • списания долга;
  • прекращения договора;
  • обращения взыскания на предмет обеспечения;
  • предоставления дополнительного обеспечения должником;
  • перевода обязательств должника в капитал, привлечения новых инвестиций в капитал должника;
  • удовлетворения требований;
  • выпуска ценных бумаг;
  • реорганизации;
  • изменения руководителя и/или членов органов управления и контроля должника;
  • внесения изменений в структуру корпоративного управления должника и др.

Спорные вопросы

Если же на каком-то из этапов финансовой реструктуризации появились разногласия между сторонами, спор разрешит Арбитражный комитет. Вынесенное им решение обязательно к исполнению и не подлежит обжалованию. В случае его неисполнения предусмотрен штраф в размере 1 тыс. минимальных заработных плат (около 1,5 млн грн).

Также законом предусмотрены штрафные санкции за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств сторонами в период проведения процедуры финансовой реструктуризации.

В отношении должника штрафы могут взыскаться в случаях нарушения обязательств по поводу предоставления информации о финансовом состоянии и финансовой отчетности, отчуждения имущества в период процедуры реструктуризации, реорганизации предприятия, выполнения обязательств перед кредиторами, заключения соглашения о залоге либо ипотеке имущества.

Основанием для применения штрафных санкций по отношению к кредитору является:

  • нефинансирование должника, если это предусмотрено согласованным планом;
  • принудительное взыскание имущества должника, зачет встречных однородных требований во время действия моратория;
  • нарушение условий договора о рассрочке по взысканию задолженности или взыскание на предмет ипотеки в период действия договора о рассрочке.

Опротестовать действия, направленные на применение санкций, можно в судебном порядке.

Нюансы нововведения

Учитывая то, что закон принят относительно недавно, возникает ряд вопросов. Например, хотя уже создан наблюдательный совет, который состоит из девяти человек: по одному представителю от НБУ, Минфина, Минэкономики и Минюста, а также пятерых представителей, назначенных комитетом ВРУ, все еще не функционирует секретариат. А ведь он является инстанцией для реализации права должников открыть и провести процедуры финансовой реструктуризации. К сожалению, сейчас желающим не удастся даже инициировать данную процедуру, в силу того, что неизвестно ни местонахождение секретариата, ни его состав, и т.д. Данная информация с подробными разъяснениями о процедуре для участников реструктуризации должна быть размещена на официальном сайте секретариата, но и интернет-ресурса пока нет.

Следует отметить, что сейчас рассматривается возможность поручить выполнение функций секретариата Национальной ассоциации банков Украины. На этом фоне даже разразился небольшой скандал, так как некоторые игроки рынка с этим не согласны, намекая на то, что это может поставить под сомнение непредвзятость процедуры финансовой реструктуризации.

Также потенциальным участникам процесса реструктуризации пока неизвестно о составе Арбитражного комитета, его реквизитах, и нет подробной информации о самой процедуре решения споров. А причиной всему, как и в предыдущем случае, является бездействие совета.

В целом, принятие Закона Украины «О финансовой реструктуризации» – важный шаг для улучшения банковской и финансовой системы. Некоторые игроки считают, что закон интересен, в первую очередь, банкам, поскольку дает некоторые преференции в части банковского надзора и в части налогообложения проблемных кредитов, которые подлежат реструктуризации. Но, на наш взгляд, закон поспособствует сохранению полноценной деятельности предприятий, что является важной составляющей для сохранения рабочих мест, повышения производства и развития страны в целом. Надеемся, что все организационные вопросы решатся в ближайшее время, а у желающих воспользоваться правом погасить задолженность с помощью описанной процедуры, появится такая возможность.

Антон Каганец, старший юрист КПМГ в Украине

 

Добавить комментарий